В этом году исполняется 40 лет со дня дебюта «Щелкунчика Китаро» («GeGeGe no Kitaro»), мультипликационного детского сериала о сверхъестественном, который, со временем, стал культовым.
http://pics.kz/s2/af/c9/81/3b/afc9813b41c728cc825630c1c337a748.jpg
[Сфокусировавшись на мире традиционных японских духов, «Щелкунчик Китаро» стал любимым сериалом, начиная с 1958 г., и повлиял на многих аниматоров, включая лауреата Оскара Хаяо Миядзаки.]
Такое определение он получил не из-за своего долголетия. На самом деле, программа, которую сейчас можно увидеть на Fuji TV каждое воскресное утро, не транслировалась постоянно с 1968 года. Первый сезон продолжался в течение 1969 года, второй – с 1971 по 1972 гг., третий – с 1985 по 1988 гг., четвертый – с 1996 по 1998 гг.. Последний сезон начали показывать в прошлом году.

«Я не могу точно сказать, почему его показывали подобным образом», - сказал в недавней беседе в семейном ресторане в Окубо (Okubo, недалеко от Токио) Хироюки Сакурада (Hiroyuki Sakurada), один из продюсеров сериала. – «По официальной версии, главные герои сериала возвращаются на землю каждые 10 лет, или около того, чтобы посмотреть, как живут японские люди».

Такой необычный подход Сакурады к телевизионной динамике, когда персонажи, а не продюсеры, диктуют условия съемок, воспринимается плохо, если не понимаешь единую природу этих двух характеров. Ёкай (yokai) это духи, не совсем привидения, но и не монстры. Они занимают ведущее место в японском народном творчестве. Привидения специфичны по своей природе: в каждом районе есть свой дух, и связанные с ним легенды.

Герои «GeGeGe no Kitaro» - это духи, выдуманные мультипликатором Сигэру Мидзуки (Shigeru Mizuki) в 1959 году, для «kashi-hon» - книжек комиксов, которые сдавались в аренду на чтение. Первоначально сериал назывался «Китаро с кладбища» («Hakaba Kitaro»). Главный герой мультфильма – потомок двух мумиеподобных представителей «yurei-zoku» - общины духов, мира призраков. И как всем японцам, жившим в 50-е годы прошлого столетия, им нужно было потрудиться, чтоб найти себе пропитание (Да, призракам тоже необходимо кушать. В этом случае они ели лягушачьи глазки). Будучи похороненными, тела стали разлагаться, а их одноглазый малыш Китаро выполз из могилы. Его преследовало глазное яблоко, отделившееся от гниющего трупа отца. У глаза были руки и ноги, и иногда он пытался занять пустующее пространство отсутствующего глаза малыша.

После «Китаро с кладбища» в свет вышел «Щелкунчик Китаро». Мидзуки начал создавать его для журнала «Shonen» в 1966 году, работа над мангой продолжается по сей день. Впервые её вывела на экран студия «Toei Animation» в 1968 году. Хотя «Китаро с кладбища» обладал явными отклонениями, «Щелкунчик Китаро» транслировался по ТВ, как передача для детей от 3 до 5 лет. Скорее всего, именно поэтому Мидзуки дал руководителям студии полную свободу действий в создании, своего рода, коммерческой развлекательной программы для детей. Китаро и его отец, на протяжении всего сериала, попадают в различные передряги. Они в своем мире создают что-то вроде Лиги правосудия, которая поддерживает мир между смертными и теми духами, которые создают людям проблемы.

«Обычно, когда студия планирует снять мультипликационный сериал, сценарист решает, как это будет осуществляться», - объясняет Сакурада. – «Но в случае с этим сериалом, продюсеры взяли на себя главенство и лишь ставили Мидзуки в известность о том, что они собираются предпринять. Мангака же только соглашался. Он достаточно либерален».

Но неправильно будет говорить, что продюсеры могли делать все, что им захочется. Сакурада согласился, что они действительно не могут «отойти от руки Мидзуки». Он вспомнил старый афоризм «быть всегда у Будды под рукой». Любой, кто занимался «GeGeGe no Kitaro», понимал, что нельзя отходить от замысла Мидзуки, несмотря на то, что некоторые фанаты японских комиксов считают, что это детское телевизионное шоу продалось с потрохами. Это поистине ужасное видение.

http://pics.kz/s3/e6/0c/c9/d8/e60cc9d83effbc6a1b5ca95e7303498c.jpg
[«Китаро с кладбища», снятый по мотивам одноимённой манги.]

Сигэру Мидзуки потерял руку в джунглях Папуа Новой Гвинеи во время Второй мировой войны. Он вернулся в Японию, пройдя настоящий ад. Через некоторое время он стал переезжающим с места на место рассказчиком (kami shibai). Представляя свои истории, Мидзуки показывал разноцветные картинки. Позднее, когда начался период появления комиксов, он переключился на них, специализируясь на ужасных историях, основанных на рассказах, услышанных им от пожилой женщины, которую он называл Non-non-ba. Женщина страстно верила в существование духов и привидений.

Несмотря на то, что Мидзуки не отошел от своих дьявольских историй, он все-таки придал духам глуповатый и даже где-то детский вид. «GeGeGe» - звуки, используемые в названии мультфильма, имитируют жужжание насекомых и паразитов, сопровождающих Китаро.

У Китаро был странный дар, он мог, например, вырвать клок волос и бросить их во врага, при этом волосы превращались в иголки. Или, мог снять свою руку и управлять ею на расстоянии. Его отец, Мэдама-оядзи (Medama-oyaji, папочка Глазное яблоко), старался спрятаться в пучке волос Kitaro, когда не купался в маленькой чаше. Нэдзуми Отоко (Nezumi Otoko, Человек-крыса) – дух, который в противоположность Глазному яблоку не мылся уже 300 лет и воняет как крыса. Сакурада говорит, что влияние Китаро неизмеримо.

«Каждый японец знает Китаро и других персонажей, даже если он никогда не видел это телевизионное шоу», - говорит он. – «Сериал популяризировал ёкай по все Японии и повлиял на другие аниме».

Без того, что создал Мидзуки, трудно представить себе успех Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), чьи мультфильмы, такие как «Унесенные призраками», взявший «Оскар», построены на волшебных переходах из одного мира в другой, и обязаны своим стилем и тематикой фильму «GeGeGe no Kitaro».

В то же время сериал рассматривается как обычное приключение супер-героя. Именно это аспект был выделен в киноверсии мультсериала, которая с успехом прошла в прошлом году (продолжение следует этим летом). Но Сакурада настаивает, что шоу нельзя рассматривать только как обычные приключения героя.

http://pics.kz/s1/c1/cf/00/77/c1cf00770295050d0aa90038273f2806.jpg
[ Обложка к DVD с «Китаро с кладбища» является также обложкой оригинальной манги Сигэру Мидзуки 1959 г..]

«Китаро – это не просто супер-герой в обычном смысле слова», - говорит он. – «Потому что он дух, он отрицательный герой, похожий на Камен Райдера, супер-героя 60-х, который был злодеем. Другой отличительной чертой является то, что Китаро часто бьют, съедают, плавят или расплющивают. Подобного никогда не случается с другими героями. Но он – призрак. Он всегда возвращается».

Непобедимость Китаро выполняет две функции: это приносит удовлетворение впечатлительным детям и определенным образом нарушает принципы драматического развития: а где же беспокойство за судьбу героя, если заранее известно, что он всегда будет жить? Но Сакурада отмечает, что драма построена на самой сути ёкай.

«Я вырос на втором сезоне этого мультфильма, это была его первая цветная версия. Я смотрел его, когда был в младшей школе. А третий сезон я посмотрел, когда был уже в среднем звене», - сказал он. – «Мне нравился этот мультфильм потому, что он был страшным и смешным одновременно».

Он говорит, что даже нынешние дети могут быть напуганы героями этого сериала, и отмечает недавний эпизод, в котором «yadokai» («дух гостиницы») заключает сделку с мальчиком, желающим повысить свой уровень успеваемости в школе. Но он помогает ребенку не посредством того, что делает его лучше или при помощи магии, он просто убивает всех учеников, которые находятся выше этого мальчика.

«Двадцать лет назад шоу показало, на примере «ада вступительных экзаменов», как трудно ученикам соревноваться друг с другом», - объяснил Сакурада. – «Десять лет назад история заняла позицию, согласно которой такие состязания могут быть губительны, через 10 лет люди стали думать, что отношения между детьми перестали быть такими тесными, какими они были или должны быть. Они больше не заботятся о том, что происходит с их одноклассниками, они думают только о себе, и мы хотим показать эту ситуацию в снимаемом эпизоде. Мы адаптируем традиционных духов к нынешнему времени».

http://pics.kz/s3/9e/86/92/40/9e8692408b712352e53a0ab6bc20a829.jpg
[Кадр из фильма «Щелкунчик Китаро», который вышел в прошлом году.]

И все же, иногда полезно вернуться в прошлое, и в этом году зрители увидели самую первую мультипликационную версию истории «Hakaba Kitaro», которая транслировалась по Fuji ТВ с января по март как часть сериала для взрослых «Яицамина» («анимация» наоборот), транслирующегося поздно ночью.

«Я думаю, они всегда хотели сделать что-то подобное, но у них не было зрителей», - говорит Сакурада, который не стал этим заниматься. – «Теперь взрослые могут смотреть мультфильмы и получать от них удовольствие наравне с детьми. Они правильно выбрали время».

Это произошло, скорее всего, потому, что многие взрослые выросли на «GeGeGe no Kitaro», и Сакурада говорит, что продюсеры дали возможность старым фанатам смотреть новые сезоны мультфильма вместе со своими детьми. Создатели сериала сумели создать культ, который объединяет прошлое и будущее.

«Мидзуки создал некоторых духов, но присутствующие в сериале привидения – это существа из легенд, существующих на всей территории Японии», - говорит он. – «Они являются продуктом японского воображения, они появляются из людских желаний и страхов. Поэтому, когда люди видят духов в шоу, у них возникает ощущение того, что они им знакомы. Это своего рода ностальгия».

Это может объяснить то, почему «GeGeGe no Kitaro» не продавался за границу, как, например, «Dragonball».

http://pics.kz/s2/88/7c/41/1e/887c411eb926c2e766fd5870309000bf.jpg
[Хироюки Сакурада, один из производителей нынешнего сезона «Щелкунчика Китаро».]

«Мы даже никогда не пытались его продать его зарубежному телевидению», - говорит Сакурада, хотя и считает, что теперь это стало возможным. –«Книге Мидзуки о Non-non-ba был присужден приз во Франции (на Международном фестивале комиксов в 2007 году). Поэтому теперь там могут появиться фанаты героев его мультсериала. Ёкай - это не монстры и не волшебники. Они – больше, чем просто духи. И когда люди это поймут, они полюбят их сильнее».

Сакурада признаёт, что он и его команда больше нацелены на то, чтоб процесс съемки нового сезона сериала стал приятным прежде всего для них самих. Один из элементов сериала, приносящий им реальное удовольствие, - это музыкальная тема мультфильма, которая стала столь же популярной, как и сам сериал. Две недели назад новая версия песни была представлена рок-группой «The 50 Kaitenz», которая переделала оригинальную версию, исполненную певцом Сигэру Идзумия (Shigeru Izumia). Более того, каждую неделю слова песни будут меняться, в зависимости от того, какой временной промежуток будет показан в мультфильме на той или иной неделе.

«В сегодняшнем шоу мы использовали вечерние стихи. На следующей неделе мы используем утренние стихи, через неделю – дневные, и это, кстати, никогда не войдет в телевизионное шоу».

Сакурада говорит, что непрекращающаяся популярность сериала и его способность к продолжению могли бы сделать его нескончаемым. Но, скорее всего, эта часть сериала закончится так же, как и предыдущие четыре. Только вот вопрос: «Когда?»

«С этим вопросом обращайтесь к ёкай», - улыбнувшись, ответил Сакурада.

«Щелкунчик Китаро» транслируется по Fuji TV каждое воскресенье в 9 утра. Первый том «Китаро с кладбища» будет выпущен на DVD 23-го апреля, стоимость составит 3990 йен.